Что лучше выбрать — тосол или антифриз? Охлаждающая жидкость – как обеспечить комфортный температурный режим двигателю? Что лучше залить тосол или антифриз

Перед тем как заливать жидкость в систему охлаждения, каждый водитель обязательно озадачится маркой этой самой жидкости. А 90% публики задумаются о том, что лучше для нашей ВАЗ-2110 - тосол или антифриз. Нелепость этого вопроса заключается в том, что Тосол и есть тем самым антифризом, то есть, жидкостью, которая не замерзает на морозе. Разночтения возникли в конце 80-х годов и настолько прочно впитались в автомобильную культуру, что вытравить их сложно. Но мы постараемся это сделать прямо сейчас.

Что такое антифриз и при чём тут Тосол?

Как только появилась первая система охлаждения, в неё заливали самую доступную и эффективную охлаждающую жидкость на планете - воду. Всем вода была хороша, но имела один минус. При минусовой температуре она замерзала и, расширяясь, разрывала древние блоки цилиндров, радиаторы и головки . Поэтому ещё в конце 20-х годов в воду стали добавлять этиленгликоль, который не замерзал, а превращался на морозе в пластичную кашу. Хорошего в этом мало, но и беды особой нет - старые чугунные двигатели не страдали от замерзания.

Назвали это дело антифризом, незамерзающей жидкостью.

Тосол или антифриз, что же лучше?

Все бы хорошо, но в начале 60-х годов стали появляться двигатели с алюминиевыми блоками и деталями из сложных сплавов. Именно на эти детали и на алюминий этиленгликоль действовал смертельно - коррозия пожирала не только новые блоки цилиндров, но и крыльчатки помп, медные и латунные элементы системы охлаждения. В СССР по этому поводу особо не переживали, поскольку все автомобили имели чугунные блоки, коррозия им была не страшна.

Но тут неожиданно появилась проблема. Во время испытаний Фиат 124 , будущего ВАЗ 2101 , выяснилось, что в СССР нет антифриза , подходящего для итальянского двигателя. Итальянцы предложили свою жидкость, но союз решительно отказался. Чтобы сэкономить дефицитную валюту, институту ГосНИИОХТ было поручено в кратчайшие сроки разработать такую жидкость для Жигулей, чтобы побороть коррозию и наладить выпуск в нужных объёмах. Долго не думая, учёные добавили в смесь этиленгликоля и воды специальные присадки, которые создавали защитный слой на стенках водяной рубашки и с горем пополам защищали двигатель от коррозии.

Тосол был разработан в СССР специально для автомобиля Жигули.

Состав назвали Тосол, поскольку разработали его в отделе «Технологий Органического Синтеза», а приставка «ол» - это часть химического названия вещества.

Вывод отсюда один - Тосол это антифриз, который разработали в СССР в 60-х годах специально для ВАЗа и со временем его название стало именем нарицательным.

Видео что лучше, антифриз или тосол

Чем отличается Тосол от остальных антифризов, классификация

Тосол - это антифриз первого поколения с минимумом присадок и он отличается от современных составов, как Жигули от Теслы. Тосол - дешёвый и некачественный антифриз без смазывающих, антипенных, очищающих и других присадок , которые есть в любом другом антифризе. Чаще всего Тосол представляет собой закрашенную синькой воду с минимальным количеством этиленгликоля и его применение на современных автомобилях нельзя оправдать даже мизерной ценой и доступностью на любом авторынке в любом количестве. Чаще всего, о составе Тосола не догадываются даже продавцы, жидкость может быть изготовлена на основе любого антифриза (карбоксилатного, силикатного), о чём этикетка даже не упоминает.

Антифриз в отличии от тосола содержит в своем составе различные присадки.

Современные антифризы отличаются друг от друга исключительно по составу и никак не по цвету.

Цвет - это не присадка, это просто краситель и никакого отношения к составу жидкости он не имеет.

Теперь кратко о классификации современных антифризов.

Антифризы G11

G11 — зеленый антифриз.

Если нам в руки попадает канистра с маркировкой G11 , можно быть уверенным, что это антифриз на основе силикатов и с небольшим количеством неорганических присадок. Другими словами, это аналог того самого древнего Тосола. Главный минус таких антифризов - защитная плёнка, которую они создают по всей площади системы охлаждения. Плёнка со временем снижает теплоотдачу двигателя, охлаждаться он может хуже. Закипают такие составы уже при 105 градусах, а замена их необходима раз в 1,5–2 года . Как правило, их используют в моторах большого объёма на автомобилях выпуска до 94–95 года. Недорогой, может сносно отработать 40–50 тысяч пробега, но заменять его нужно как можно чаще.

Антифризы G12 и G12+

G12 — красный антифриз.

Следующее поколение антифризов на карбоксилатной основе. Принцип действия состава радикально отличается от G11 . Он не создаёт плёнок, не забивает систему, а удаляет очаги коррозии благодаря присадкам. Имеют полный набор антипенных, смазывающих и очищающих присадок, отличную теплопроводность и пятилетний срок службы. То же можно сказать и о антифризах G12+ , это более совершенная версия карбоксилатных составов.

Антифризы G13

G13 — фиолетовый антифриз.

Одно из последних поколений составов на основе пропиленгликоля. Имеет отличную теплопроводность, длительный срок службы и малотоксичен . Используется в высоконагруженных форсированных современных двигателях. В состав входят самые современные присадки для ухода за системой охлаждения.

Видео эксперимент: можно ли смешивать тосол и антифриз

Что в итоге

Как видим, для двигателей ВАЗ-2110 можно теоретически использовать любой вид антифриза. Завод рекомендует для автомобилей выпуска до 1999 года заливать антифризы G11 , на все остальные машины можно смело лить составы G12 и G12+ . Производителя выбираем по своему усмотрению, смешивать же антифризы разных групп категорически не рекомендуется. В противном случае можно получить забитую систему охлаждения, перегретый двигатель и раскошелиться на дорогой ремонт. Удачного всем выбора и добрых дорог!

Моторный отсек современного легкового автомобиля представляет собой сложную и запутанную для простого обывателя систему последовательно работающих механизмов, электрических сетей и жидкостных линий. Сердце любой машины - её двигатель. В наше время высоких мощностей, малых объемов и крошечных габаритов его работа невозможна без качественной системы отвода теплоты в окружающую среду. Воздушные системы охлаждения постепенно изживают себя, а вот жидкостные, наоборот, с каждым годом все больше и больше совершенствуются. Новые мощные моторы получают улучшенные механизмы для повышения мощности, снижения расхода топлива и повышения класса экологичности двигателя внутреннего сгорания. А каждая такая деталь, как правило, выделяет при своей работе значительные порции теплоты, которую также необходимо отводить из подкапотного пространства, во избежание перегрева, разложения масла и последующего выхода из строя самого двигателя.

Почему не вода?

Для того чтобы разобраться, чем отличается тосол от антифриза, необходимо сначала понять, зачем вообще использовать эти жидкости. Ведь самый простой и бюджетный вариант - это набрать воды из-под крана и залить её в систему. И ведь всё верно. У воды, как у теплоносителя, способного переносить киловатты из одной среды в другую, самый высокий коэффициент удельной теплоёмкости, равный 4,2 кДж/кг*ºС. И ведь многие так и делают, особенно в летний период. Однако у воды есть огромный недостаток, который сводит на нет полезный эффект от её использования. При переходе через нуль градусов Цельсия вода замерзает, расширяясь при этом и разрывая шланги, арматуру, в том числе и рубашку двигателя, полностью размораживая систему. Поэтому даже те, кто летом льёт в систему воду, стараются заранее, ещё до наступления ночных заморозков, её дренировать, заменив на жидкость с более низкой температурой замерзания.

Другие варианты

Рассолы

Не те рассолы, которые остаются в стеклянной банке после солёных огурцов, а так называемые растворы соли (сокращённо: рассолы) входят в состав многих охлаждающих жидкостей. Моногликоли - основной и практически единственный подвид рассолов, которые используются в автомобильных системах охлаждения. Моноэтиленгликоль (или сокращенно MEG) в чистом виде представляет собой прозрачную жидкость, без запаха, немного сладковатую на вкус. Употребление внутрь чистого этиленгликоля, даже в небольших количествах, неминуемо приводит к летальному исходу. Да и в чистом виде его используют редко. Разведение его водой в пропорции 60 % (и 40 % воды) даёт максимально низкую температуру начала кристаллизации раствора (около -50 ºС). И здесь кроется основной ответ на вопрос, чем отличается тосол от антифриза. В состав тосола входит MEG, а в состав антифриза - нет. Антифриз - это карбоксилатная жидкость. А вот монопропиленгликоль практически не используется в таких системах, хоть он и менее ядовит. Сказывается его высокая стоимость на рынке.

Тосол

Тосол был разработан советскими инженерами автозавода ВАЗ в 60-70 гг. XX века. В те времена уже применяли различные незамерзающие жидкости, например «ПАРАФЛЮ», но указом сверху было поручено разработать собственную технологию. Для этого в Тольятти даже создали специальный «Отдел Технологии Органического Синтеза», сокращенно ТОС. Эта аббревиатура плюс суффикс «-ол» как аналог большинства других химических элементов (этанол, метанол) и легли в основу названия новой марки охлаждающей жидкости. В её составе, кроме воды и этиленгликоля, присутствуют специальные неорганические присадки и антивспениватели. После выхода этой охлаждающей жидкости на рынок в советских автомобилях стали повсеместно использовать тосол. Цена его была на порядок ниже конкурентов, а функцию свою он выполнял исправно. Сейчас стоимость литра тосола варьируется от 100 до 250 рублей, в зависимости от компании производителя и розничной сети.

Антифризы

Название пошло от английского слова antifreeze (против замерзания, незамерзающий). С появлением на рынке доступных по стоимости антифризов у советского обывателя возник резонный вопрос: можно ли смешивать антифриз с тосолом. Ведь рабочую жидкость из системы сливать было жалко, а доливать теплоноситель приходилось регулярно, особенно на отечественных двигателях того времени. И ответ на этот вопрос - категорическое «нет». Технология изготовления и состав жидкостей, как и говорилось выше, абсолютно разные, и их совместная работа будет приводить к повреждениям системы охлаждения и частым вскипаниям во время работы двигателя. Температура кипения тосола и антифриза различаются: 105 ºС против 115 ºС. Такой температурный глайд будет негативно сказываться на работе дисперсной смеси. Карбоксилаты не смешиваются с MEG, образуя коллоидный раствор с выпадением осадка. В критические моменты работы системы этот осадок может выпадать на стенки трубопроводов, сужая проходное сечение и приводить к закипанию жидкости.

Что лучше: тосол или антифриз

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но следует помнить, что семейство тосолов разрабатывали под наши, советские автомобили. Иномарки требуют к себе повышенного внимания, и именно для них в Европе были созданы антифризы. Однако в настоящее время отечественные автомобили производят из большого числа импортных деталей, да и страну постепенно заполняют корейские и китайские модели, двигатели которых оптимизированы под любой теплоноситель. И хотя в сервисе вам, скорее всего, ответят утвердительно на вопрос о том, можно ли смешивать антифриз с тосолом, профессионалы советуют этого не делать. Подумайте о ресурсе жидкости. Тосол меняют через 30-50 тысяч километров, а антифризы - через 240-250 тысяч. Смесь из двух жидкостей придется менять с интервалом тосола, иначе машина начнёт закипать. Да и на вопрос, чем отличается тосол от антифриза, любой продавец в магазине вам ответит, что в первую очередь ценой. Цена последнего в два-три раза выше.

Мифы

Ходят мифы, что отличить две жидкости друг от друга можно по их цвету. Однако это далеко не так. Так же, как и антифриз, тосол тоже бывает синего, красного и зелёного цвета. Ещё одно заблуждение, мол, можно смешивать две жидкости одного цвета, развенчивается выводом из первого мифа. Две синие жидкости могут оказаться, мало того, что разными по составу присадок, так ещё и изготовлены могут быть по разным технологиям.

Идентификация

Тогда как отличить тосол от антифриза? Ответ на этот вопрос можно найти лишь на шильдике канистры. Все остальные факторы, а именно: цвет, запах, консистенция, прозрачность, вязкость, и уж тем более вкус - не дадут вам точного ответа на этот вопрос. В крайнем случае можно связаться с автодилером и узнать, какую жидкость для заливки рекомендует завод-изготовитель. Скорее всего, она и будет залита в систему. Профессиональный сервисмен также расскажет вам, чем отличается тосол от антифриза и каковы будут последствия их смешивания. Ну а если не удалось найти ни одной зацепки, проще слить загадочную жидкость, промыть систему водой, залить новый теплоноситель, а себе на будущее оставить записку, что же всё-таки у вас используется в системе.

Фирма Arteco, которая производит охлаждающие жидкости, утверждает, что около сорока процентов поломок автомобиля зависят от охлаждающей жидкости, залитой в машину. И чтобы не совершать ошибки, разберемся, что выбрать тосол или антифриз и в чем у них отличия.

[ Скрыть ]

Разделение охлаждающих жидкостей (ОЖ)

Основа охлаждающих жидкостей – смеси этиленгликоля, воды и добавки, защищающие металл от коррозии. У производителей хладагентов свой уникальный состав, который отличается технологией производства присадок. Присадки являются обязательным компонентом ОЖ.

Подбирая для авто Тосол или другой антифриз, нужно обратить внимание на инструкцию по использованию и ознакомиться с рекомендациями производителя. В руководстве прописан список тестов и экспериментов с жидкостью, наименования охлаждающих жидкостей и их классовая принадлежность.

Технология производства сводится к:

  • классической, когда в основе состава находятся присадки из солей неорганических кислот;
  • карбоксилатной: основа этой технологии – защита от коррозии на основе органических кислот, то есть карбонатов;
  • гибридная технология производства – ответвление от второго способа, где присадки образовываются при помощи солей карбоновых кислот с примесью силикатов и фосфатов.

О размышлениях опытных автомобилистов на эту тему смотрим видео от Александра Скрипченко.

Антифриз

Автомобиль от перегрева убережет антифриз. Температура его кипения достигает ста пятидесяти градусов Цельсия. В мороз держится до тридцати восьми градусов. Помимо прочего, ключевые элементы антифриза, такие как различные присадки, помогают сохранить детали машины от коррозии металла.

Если бы у антифриза не было присадок, его достаточно агрессивные составляющие работали бы на разрушение стенок радиатора. Вода, смешанная с этиленгликолем без присадок, за считанные месяцы съест патрубки, резиновые трубки и даже двигатель. В настоящее время ведутся активные эксперименты с целью улучшения присадок. Чтобы на автомобильном рынке показать их различия, охлаждающие жидкости стали выпускать разных цветов: синий, красный и зеленый.

  • G11, G11+, G11++. Данный антифриз имеет зеленый цвет. Выдерживает от — 40 до 130 градусов, это отличительный плюс по сравнению с Тосолом. Второй плюс: при образовании «злокачественного образования», то есть коррозии, начинает работать карбоновая кислота, которая находится в составе присадок.
  • G12, G12+, G12++. Это красный антифриз. Он более усовершенствованный и отлично подходит для нежных охладительных систем иномарок. В его составе нет химических присадок, но есть органические. Это несомненный плюс. Благодаря этому улучшается теплоотдача.

Галерея «Что выбрать и использовать для двигателя?»

Тосол

Это традиционная технология приготовления охлаждающей жидкости. Под словом «Тосол» на рынке могут продаваться как качественные антифризы международного производства, так и подделки. Однако нет ни одной современной фирмы, которая готовила бы жидкость по тому рецепту, по которому изготавливалась в советские времена. На рынке, где каждая вторая канистра и банка носит название «Тосол», лучше отдать предпочтение проверенному изготовителю.

Антифриз синего цвета — Тосол

Разница между антифризом и тосолом

Раньше, когда машины были оснащены чугунными непробиваемыми двигателями, жидкость на основе этиленгликоля и воды не приносила никакого вреда. Сейчас же (в современных автомобилях), раскаленный антифриз, протекая по системе, угрожает блокам цилиндров и радиаторам. Чтобы защитить систему был создан Тосол и именно тогда эта ОЖ стала ассоциироваться с отечественными машинами.

По сути между Тосолом и антифризом никакой разницы. Тосол – это тот же самый антифриз, только нашего производства. Он может продаваться на рынке и синего, и красного цвета.

Отличие заключается в следующих параметрах:

  • температура закипания и замерзания ОЖ;
  • свойства, защищающие от коррозии;
  • параметры смазки.

Чем отличается Тосол от антифриза, и что лучше залить – видео от канала АВТОСАЛОН.

Что лучше заливать?

Чтобы понять, что лучше греет и охлаждает, нужно разобраться в составляющих радиатора автомобиля.

Тосол

На автомобильном рынке он может встретиться и синего цвета, и красного – все зависит от температуры. Срок службы ОЖ – от двух до трех лет. Закипает при температуре от 110 до 115 градусов Цельсия. Красный Тосол или красный антифриз – выбирать лучше в зависимости от радиатора. Важно помнить: красный Тосол держится до 60 градусов, а синий (стандартный) до 40.

Зеленый антифриз

В своем составе он содержит органические и защитные химические присадки. Смесь фосфатов, боратов, небольшое количество карбоновой кислоты создают эффект щита. ОЖ касается внутренних стенок охлаждающей системы и укрепляет ее «здоровье». Благодаря такой защитной реакции снижается риск разложения металла. Но у антифриза этой технологии есть и минусы. Его нужно менять раз в 2-3 года, и он ограничивает теплоотдачу.

Красный антифриз

Защитные присадки почти всегда органические, где в огромных дозах применяется карбоновая кислота. Технология изготовления защищает патрубки от пленок и увеличивает отдачу тепла. Пленка, которая покрывает места коррозии, не осыпается и не забивает систему охлаждения. Красный антифриз долгосрочен, его можно менять через пять или шесть лет.

Подводя итог, какой антифриз лучше, обращаем внимание:

  1. Тосол рекомендуется использовать в том случае, если ваш автомобиль отечественного производства, а движок в нем старого образца.
  2. Покупать антифриз зеленого цвета можно в том случае, если в системе охлаждения избыток алюминия.
  3. Если радиатор желтого цвета, это говорит о том, что в нем избыток латуни и меди, и в таком случае можно использовать красный антифриз.

Тосол или антифриз: делаем правильный выбор в ролике от канала AutoFlit.

Можно ли смешивать разные охлаждающие жидкости?

Хладагент, будь то Тосол или антифриз, по государственному стандарту не должен содержать механических примесей (пыль и зола, грязь и микроскопические кусочки материалов). Он должен быть однородной и прозрачной.

  1. Если у антифризов одинаковый цвет, но они будут разных классов, смешивать их нельзя, потому что может случиться замес твердых частиц.
  2. Если смешать разные виды антифриза – минеральный и органический – это гарантирует появление мутного осадка. Этот осадок осядет на дно охладительной системы, не обещая ничего хорошего: спустя некоторое время он забьет радиатор, заблокирует помпу и в итоге спровоцирует закипание двигателя.
  3. Если соединить между собой разные охлаждающие жидкости, которые относятся к одной группе, их характеристики не изменятся, но после нагревания антифриза в жидкости может появиться взвесь из крошечных, но тяжелых частиц.

Так как никто не знает, как поведет себя охлаждающая жидкость в радиаторе, нельзя дать определенный ответ и сказать, чего именно стоит опасаться.


Схема смешивания антифриза

Чтобы понять, что лучше Тосол или антифриз, нужно разобраться с их характеристиками и обозначить условия использования. Некоторые считают, что для отечественных авто лучший вариант — это Тосол. Другие говорят о пользе антифриза за счет новых технологий и «умных» присадок к нему.

[ Скрыть ]

Состав и свойства антифриза и Тосола

Основой Тосола является этиленгликоль. Этот хладагент имеет отличные показатели устойчивости при низких температурах. Со времен Советского Союза для дифференциации границ замерзания Тосол окрашивают в синий и красный цвет. Отличие этих двух видов только в красителе, концентрации спирта и температуре кристаллизации. Синий хладагент замерзает при температуре -40°C, красный — при -65°C. Используется Тосол в двигателях внутреннего сгорания.

Как правило, общий состав синей и красной жидкости следующий:

  • этиленгликоль;
  • глицерин;
  • дистиллированная вода;
  • силикатные присадки.

Но, как известно, этиленгликоль в паре с дистиллированной водой имеет разрушающее коррозионное воздействие на систему охлаждения. В этой ситуации именно присадки защищают патрубки. Они покрывают внутреннюю поверхность шланга тонким слоем пленки и тем самым исключают прямое воздействие агрессивных компонентов.

Антифризом, в свою очередь, называют целую группу хладагентов, которые сохраняют жидкую форму при низких температурах. Используют их не только в двигателях внутреннего сгорания, но и в топливе для авиации.

В целом состав антифризов похож на Тосол:

  • этиленгликоль;
  • глицерин;
  • дистиллированная вода;
  • присадки.

Но в некоторых моделях антифриз довольно серьезно отличается присадками. Чем дороже жидкость, тем лучше добавка и больше срок ее использования. Кроме этого, хладагент стандарта G13 включает в себя пропиленгликолевую основу.

Главное различие между этими двумя хладагентами — химические или органические присадки. Основной состав практически идентичный.

Основные способы дифференциации

На видео можно детально ознакомиться с основными отличиями Тосола от антифриза. Снято каналом Avto-Blogger.ru.

Чтобы выбрать, что лучше в систему охлаждения, нужно понимать, что, помимо присадок и цвета, разница будет и в фактуре жидкости. Тосол имеет маслянистый вид, тогда как антифриз по консистенции больше похож на воду.

На данный момент существуют такие виды антифриза:

  1. ОЖ стандарта G11. Эта жидкость зеленого цвета. Имеет силикатную основу, содержит химические присадки. Главное ее свойство — защита патрубков системы охлаждения от пагубного воздействия, путем обволакивания их тонкой пленкой. Кроме этого, антифриз эффективно борется со ржавчиной.
  2. Хладагент G12, G12+ и G12++. Данная жидкость красного оттенка изготовлена на основе карбоксилатных соединений, что позволяет ей создавать защитный слой только там, где образовалась коррозия. Класс G12+ и G12++ производится по лобридной технологии с применением органических кислот.
  3. Охлаждающая жидкость G13 и G13+. Антифризы этого стандарта имеют желтый или фиолетовый цвет. Изготовлены на пропиленгликолевой основе, что говорит об их безопасности и экологичности.

Сравнение охлаждающих жидкостей

Зная главные признаки дифференциации, можем перейти к непосредственному сравнению антифризов и Тосола для определения, что лучше залить в машину.

Тосол и антифриз стандарта G11

Антифриз G11

Эти вещества практически идентичны. Тосолы отечественного производства — это G11 в Европе. По общему правилу антифриз данного стандарта изготовители окрашивают в зеленый цвет.

Положительным качеством антифриза G11 и Тосола является их способность создавать пленку, которая предотвращает прогрессирование коррозии.

К минусам обеих жидкостей можно отнести то, что требуется полная замена этих хладагентов один раз в два года. Если не придерживаться данного правила, то сухой осадок забьет патрубки, а это грозит отказом системы охлаждения и «закипанием» двигателя. Кроме этого, у них плохая теплоотдача. В результате мотор больше греется в летнее время суток.

Тосол и антифриз стандарта G12


Антифриз G12

Основной состав этого антифриза и Тосола идентичен. Различие лишь в присадке органического происхождения — карбоновой кислоте, которая содержится в антифризе. Благодаря присутствию такой добавки защитная пленка не создается по всей системе, а только там, где образовалась ржавчина, в результате возрастает теплоотдача.

Следовательно, преимуществом в пользу антифриза является улучшенное охлаждение системы и увеличение ее срока службы за счет присадок, входящих в состав жидкости.

Тосол и антифриз стандарта G13


Антифриз G13

Основной состав хладагента этого класса кардинально отличается от Тосола и антифризов других стандартов. Дело в том, что жидкость изготовлена на пропиленгликолевой основе. А это говорит о ее экологичности и безвредности. Кроме того, данный антифриз создает тончайшую защитную пленку в системе, которая не препятствует охлаждению, обеспечивая отличную теплоотдачу и сохранность от коррозии. Чего нельзя сказать о Тосоле.

Эффективность охлаждения

Тосол в своем составе содержит химическую присадку. Главное ее предназначение — это формирование специального слоя на внутренней стороне патрубков. Из плюсов можно выделить защиту от коррозии. Но не все так хорошо. Толстая пленка значительно ухудшает теплоотвод, а в результате лучше греет двигатель. Как вывод — рабочая температура мотора растет, а вместе с ней и расход топлива. Это приводит к быстрому износу двигателя и его капитальному ремонту.

Некоторые классы антифриза, в свою очередь, лучше охлаждают, так как образуют защитный слой только в местах, где образовалась коррозия. Или создают тонкую пленку, которая не препятствует теплоотдаче.

Срок эксплуатации ОЖ

Из-за того, что не существует датчиков, которые могут сообщить о состоянии охлаждающей жидкости, необходимо следить за рядом показателей.

К ним относятся:

  • количество километров, которое движок прошел на новом хладагенте;
  • свойства жидкости;
  • марка и модель авто;
  • качество работы системы в целом.

Следить за этими параметрами не составляет труда. Каждый водитель знает, на что способен его автомобиль. Поэтому если вы заметили ухудшение показателей, то необходимо сменить всю охлаждающую жидкость. Как правило, Тосола хватает на 20 тысяч километров пробега, а антифриза на 10 тысяч.

Взаимодействие с металлами

Тосол значительно уменьшит срок эксплуатации радиатора. Дело в том, что в составе отсутствуют активные вещества, которые защищают алюминий. Также образование конденсата не имеет полезных свойств, наоборот, вредит.

Антифриз содержит активные присадки, которые защищают металл от коррозии, чем обеспечивают более длительный срок эксплуатации системы в целом.

Стабильность состава и свойств

Силикатные вещества, которые входят в основу Тосола, со временем могут принимать гелеобразную форму. Это свойство имеет неприятные последствия, так как мешает свободному и быстрому циркулированию жидкости. Если речь идет о фосфатах, то при большом количестве циклов нагревания и охлаждения образуется осадок. Гелеобразное состояние и отложения забивают радиатор, что мешает нормальной работе системы охлаждения автомобильного двигателя.

Вещества, которые используются в антифризах, не имеют таких негативных качеств.

Срок эксплуатации помпы

Главной причиной поломки помпы служит кавитация. Этот процесс является основным врагом любого металла, по которому с большой скоростью движется жидкость. Пузырьки газа, образующиеся в хладагенте, схлопываются и ударной волной бьют по поверхности лопастей помпы. Чем приводят к неисправностям и значительно уменьшают срок ее эксплуатации.

Не изобретена еще охлаждающая жидкость, которая могла бы химическим образом сохранить лопасти от повреждений. Но антифриз, имеющий направленную защиту, способен уменьшить вредное влияние и увеличить срок эксплуатации водяного насоса более чем на 50%.

Радиатор

Мы уже знаем, что в состав Тосола входят различные силикаты, которые со временем могут принимать гелеобразную форму, чем затрудняют перемещение хладагента на достаточной скорости. Фосфаты при большом количестве циклов нагрева-охлаждения образуют опасный для алюминиевых деталей осадок. Все это пагубно влияет на систему охлаждения, так как в результате засоряется термостат или отложения оседают в радиаторе. Если такое случится, то система охлаждения не сможет эффективно остужать двигатель, в результате чего возникнет перегрев, а в худшем случае — потребность в дорогостоящем ремонте.

Пластиковые элементы

В системе охлаждения автомобилей помимо металлических элементов активно применяются изделия из пластика, резины, эластомера. Проведенные исследования показали, что как Тосол, так и антифриз абсолютно безвредны и не вступают в реакцию с пластиком или резиной.

Высокие температуры

Высокие температуры негативно влияют на силовую установку. Для того чтобы двигатель работал в оптимальном диапазоне температур, необходима система охлаждения. Однако Тосол теряет почти всю полезность при температуре мотора свыше 105°C. Антифриз же способен охлаждать двигатель до 135°C.

Влияние на экологию

Антифриз из-за большого срока эксплуатации подлежит редкой замене. Что пропорционально сказывается на количестве жидкости, которая идет на утилизацию. Еще одним плюсом относительно Тосола является меньший объем вредных веществ, загрязняющих окружающую среду.

Заключение

Если выбирать между Тосолом и антифризом, можно сказать, что для оптимальной и долговечной работы охлаждающей системы автомобиля, лучше использовать современные хладагенты, т. е. антифризы. Летом они хорошо остужают двигатель, менее агрессивны к патрубкам, имеют большое количество присадок, которые помогут сберечь агрегат от коррозии. Кроме этого, их надо реже менять. Если подвести черту над тем, что лучше использовать, то зеленый антифриз G11 идентичен Тосолу, красный хладагент G12 немного качественней, а G13 — это технологическая революция, вопрос остается только в цене. Антифризы в несколько раз дороже Тосола, но, делая выбор, не стоит экономить на охлаждающих жидкостях для автомобиля, ведь ремонт окажется дороже.

Очень часто начинающие автолюбители не только не придают особого значения автомобиля, но и вообще понятия не имеют о том, что вообще туда залито в случае с их же автомобилем. Такое отношение откровенно поражает и обескураживает. Ведь от правильного выбора зависит не только техническое состояние машины, но и ваше собственное здоровье. Сегодня мы поговорим о том, чем лучше антифриз или «Тосол» по сравнению друг с другом.

Предыстория

В принципе, такой спор мог возникнуть только в нашей стране, так как только у нас практикуется такая классификация этого типа жидкостей. Дело в том, что «Тосол» - тот же самый антифриз, но российского производства. Из-за этого многие автолюбители с крайней настороженностью относятся к его эксплуатационным качествам, предпочитая не заливать этот состав в дорогие и качественные автомобили.

Справедливости ради стоит сказать, что риск «нарваться» на подделку в этом случае и правда довольно велик, но зарубежный антифриз подделывают немногим реже. Так что сама постановка вопроса о том, чем лучше антифриз или «Тосол», если сравнивать их качества, не слишком корректна. Глупо сравнивать одну и ту же жидкость. Можно несколько переиначить эту тему: чем лучше (или хуже) отечественная охлаждающая жидкость по сравнению с ее зарубежными аналогами?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать теоретическую часть. Конечно, узнать все об антифризах и тосолах из столь краткого материала невозможно, но наиболее важную информацию вы получить сможете наверняка.

Общие эксплуатационные сведения

Как свидетельствуют практически все автомобильные эксперты, не менее 20% от всех случаев поломок двигателя связаны с охлаждающей жидкостью прямо, а еще 44% - косвенно. А потому правильный ее подбор поможет сохранить немало денег, так как капитальный ремонт движка — мероприятие, которое сложно причислить к особо дешевым (особенно при нынешних курсах валют).

Как правило, все в своем составе содержат соединения этиленгликоля (очень редко пропиленгликоля), а также воду и огромное количество присадок, единственным назначением которых является предупреждение коррозийных процессов. И вот здесь «зарыта собака»: фактическое отличие смесей разных производителей как раз в наборах и составе присадок, которые используются при производстве продукции.

В принципе, именно они составляют главную коммерческую тайну производителей, так как от этих веществ зависят все свойства продаваемой ими продукции.

На что следует ориентироваться в первую очередь?

Чтобы ответить на вопрос, чем лучше антифриз или «Тосол» для вашего автомобиля, важно ознакомиться с инструкцией или сервисной книжкой, в которой производитель обязан дать полную информацию о предпочтительном типе охлаждающей жидкости и нюансах ее использования. Нередко западные компании указывают конкретные марки антифриза, которые следует использовать в их автомобилях. Они прошли весь спектр исследований и тестов, а потому гарантированно не навредят вашей машине.

Впрочем, довольно лирики. Нам важно узнать, чем лучше антифриз или «Тосол», если сравнивать эти жидкости друг с другом. Дабы ответить на этот вопрос, вы должны знать о том, что производятся эти составы по трем различным технологиям.

  • Традиционная . В этом случае используются присадки, созданные на основе солей неорганических кислот (то есть силикатов, нитритов, нитратов, фосфатов и т. д.).
  • Карбоксилатная (ОАТ) . Если вы разбираетесь в химии, то поймете, что в этом случае используются, напротив, соли органических кислот (карбонаты, если быть точнее).
  • Гибридная . В этом случае охлаждающая жидкость создается на основе пакета присадок органического происхождения, в составе которых присутствует незначительное количество силикатов и/или фосфатов.

Так какой антифриз лучше, почему? А вот сейчас мы подходим к самому главному. Отечественный производится по традиционной схеме, в то время как импортный делают по карбоксилатной технологии. Соответственно, дабы разобраться в их сильных и слабых сторонах, следует знать аналогичные характеристики составов. Мы разберем восемь главных черт, которые проявляются при повседневной эксплуатации двигателя любого автомобиля.

Мешать или не мешать?

Кстати, можно ли мешать «Тосол» с антифризом? Если вы внимательно прочитали информацию, изложенную выше, то и сами уже знаете ответ. Нет, так делать не стоит. Более того: посмотрите на цвета различных видов антифриза от разных производителей. Другой совет. Перед тем (или «Тосол») тщательно промойте двигатель дистиллированной водой. Новый состав можно заливать только после того, как из системы охлаждения будет стекать совершенно чистая жидкость.

Смеси даже от одной фирмы, но имеющие разный цвет, мешать категорически не стоит. Зато даже составы от разных производителей, но одинаковые по цвету, вполне можно доливать один к другому. Ничего катастрофического в этом случае не произойдет. Вот вы и узнали, можно ли мешать «Тосол» с антифризом.

Процедура замены охлаждающей жидкости

Всегда полезно повторить процедуру замены охлаждающей жидкости.

  • Ставим автомобиль так, чтобы передняя его часть имела небольшой уклон вниз.
  • Выкрутить пробки и слить жидкость в загодя подставленную емкость с широкой горловиной.
  • Система охлаждения промывается обычной дистиллированной водой, в которую желательно добавить специальную очистительную смесь. Воду заливаем, закручиваем все крышки и пробки. После этого необходимо завести машину и на полную мощность включить обогреватель салона. Дать поработать ему не менее десяти минут.
  • Отработанный раствор сливается, процедура повторяется еще два-три раза.
  • На 2/3 заполняем приемник антифриза составом и, оставив пробку открытой, запускаем двигатель автомобиля. Это позволит убрать из системы все воздушные пробки. Ждем все те же десять минут, доливаем антифриз до требуемого уровня, закрываем бачок.

Эффективность охлаждения двигателя

На первый взгляд, традиционная технология хороша тем, что механически защищает металл от коррозии. Как? Эти составы образуют слой толщиной до 0,5 мм, который, осев на поверхности деталей, предотвращает развитие коррозионных процессов.

Вот только теплопроводность этой пленки настолько плоха, что охлаждение двигателя может сократиться на 50%, что не есть хорошо. Проще говоря, отечественный «Тосол» частенько может выступать в качестве прекрасного изолятора! Движок начинает систематически перегреваться (хоть и не критически), а это приводит к его эксплуатации в условиях, к которым он чисто технологически не был приспособлен. Он быстрее изнашивается, резко повышается расход топлива и падает мощность.

В этом отношении явно лидируют. Они тоже образуют защитный слой, но его толщина не превышает 0,0006 мм (60 ангстрем). Эта пленка практически никак не влияет на процесс отведения тепла от двигателя, а потому тот не перегревается. Так что или «Тосол»? Как выбрать между двумя типами жидкостей, неужели можно ориентироваться только по этой характеристике? Конечно же, нет.

Срок использования охлаждающей жидкости

Специалисты с уверенностью утверждают, что практически в 90% случаев, если речь идет об отечественных антифризах, в качестве присадок используются преимущественно силикаты и нитриты. Силикаты в этом случае добавляют, дабы обеспечить защиту алюминия, в то время как нитриты эффективно работают против кавитационной эрозии.

Конечно же, состав охлаждающей жидкости оптимально сбалансирован. Но если случается так, что какой-то компонент расходуется, «Тосол» быстро теряет все свои свойства, а потому плохо защищает двигатель как от перегрева, так и от коррозии. Дело в том, что из-за высоких температур и прочих факторов силикаты и нитриты практически полностью выпадают в осадок уже через 30-35 тысяч километров пробега. Соответственно, охлаждающая жидкость по истечении этого срока все свои свойства теряет практически полностью.

Жидкости же, изготовленные на основе органических солей, практически не снижают своих качеств на всем протяжении своего эксплуатационного периода. Присадки практически не выпадают в осадок, раствор на протяжении всего периода использования остается практически гомогенным. Так, многие зарубежные антифризы могут нормально эксплуатироваться на протяжении двух лет (не менее 100 тысяч километров пробега).

Но! Заранее предупреждаем начинающих автолюбителей, что замена охлаждающей жидкости («Тосола» или антифриза) должна проводиться своевременно, а не после того, как состав превратится в нечто совершенно неприглядное.

Защита алюминия и в условиях высоких температур и повышенных нагрузок

Не секрет, что современная автомобильная промышленность все большее значение придает использованию алюминия и сплавов на его основе. В частности, из этих материалов производятся даже двигатели. Нужно сказать, что наши охлаждающие жидкости очень плохо сочетаются с алюминием, так как они практически не защищают это вещество от разрушения в условиях экстремальных температур и нагрузок.

Исследователи выяснили, что при температуре выше 105 градусов по шкале Цельсия «Тосол» практически перестает оберегать алюминий. Собственно, из-за этой его особенности он уже давно не используется производителями всех ведущих автомобильных марок.

Напротив, карбоксилатные составы в этой области демонстрируют максимально высокие показатели. Специалисты, проведя многочисленные тесты на динамическую коррозию в различных условиях, выяснили, что качественный антифриз позволит эксплуатировать двигатель из алюминиевых сплавов на 45-60% дольше.

Срок эксплуатации жидкостного насоса

Известно, что основной причиной выхода жидкостного насоса из строя является гидродинамическая кавитация. Проще говоря, это образование многочисленных пузырьков газа в жидкости и их быстрое схлопывание у рабочих поверхностей механизма. В результате материалы ежесекундно подвергаются настоящей гидродинамической атаке, которая способствует быстрому разрушению металла. С течением времени образуются каверны, и детали выходят из строя.

Вот в этом случае хотелось бы порекомендовать не «вестись» на прокламации производителей. Законы физики не обманешь, а потому разницы между антифризом и «Тосолом» тут практически нет. Никакой повышенной защиты антифриз в этом случае обеспечить не может.

Защита гильз двигателя от кавитации

Губительному воздействию высокотемпературной кавитации подвергаются также гильзы цилиндров автомобильных двигателей. В этом случае лучше проявляет себя «Тосол». Мы уже говорили, что он образует толстую защитную пленку, которая намного эффективнее предотвращает разрушение металла.

Стабильность состава и свойств

Силикаты, которые используются в производстве «Тосола», имеют неприятное обыкновение переходить в гелеобразное состояние. Фосфаты же, которые также входят в состав этого типа охлаждающих жидкостей, имеют свойство выпадать в осадок при частых циклах нагрева и охлаждения. Вместе с гелями все это образует «адскую смесь», которая полностью забивает радиатор и мешает нормальной работе системы охлаждения автомобильного двигателя. Напротив, жидкости на основе карбоксилатных составов таких недостатков полностью лишены.

Совместимость с пластиками и эластомерами

В охлаждающей системе современных машин массово используются пластиковые, эластомерные, резиновые и силиконовые элементы. Карбоксилатные составы не оказывают на эти материалы никакого негативного влияния. Впрочем, качественный «Тосол» также не разрушает резину, пластик и силикон, так что в этом отношении составы практически равны.

Об этом же свидетельствуют многолетние исследования отечественных и зарубежных производителей автомобилей, которые не смогли выявить каких-нибудь значимых различий в этой области.

Так что лучше: «Тосол» или антифриз, и как их отличить? В общем-то, все просто. Для старых автомобилей с чугунными двигателями особенной разницы нет. Пожалуй, в этом случае более подходит «Тосол» (за счет невысокой цены). Визуально же различить эти составы невозможно, приходится надеяться исключительно на честность производителя. А потому рекомендуем покупать охлаждающие жидкости только в специализированных магазинах.

Нет ничего страшного в том, чтобы использовать вместо антифриза «Тосол», но переплачивать за дешевую жидкость, продающуюся под видом более дорогой, всегда неприятно.

Некоторые способы дифференциации

Впрочем, некоторые способы все же есть. Так, некоторые «специалисты» советуют пробовать состав на вкус: считается, что «Тосол» сладковатый, так как в его составе есть много этиленгликоля. Вот только пользоваться таким способом мы бы настоятельно не советовали, так как все жидкости для охлаждения двигателя являются ядовитыми (в той или иной степени). Как еще можно различить «Тосол» или антифриз? Как узнать, что залито в бачок?

Если есть возможность перелить небольшое количество состава в какую-нибудь посудину, сделайте это и посмотрите на процесс: по своей «фактуре» «Тосол» больше похож на растительное масло, в то время как антифриз сильнее всего смахивает на обычную воду. Помните, что цвет состава ни о чем не говорит, так как зависит только лишь от красителей, которые можно добавить любые (чем и пользуются продавцы поддельной продукции).

Таким образом, в большинстве случаев лидируют антифризы. Особенно это касается новых автомобилей, которые выпущены в последние несколько лет. Вот мы практически и ответили на вопрос о том, что лучше: «Тосол» или антифриз (и почему). Осталось уточнить несколько мелких деталей.

Забота об экологии

Здесь карбоксилатные составы показывают лучшие результаты. И дело тут не столько в их химическом составе, сколько в банальной логике. Менять их нужно намного реже, а потому и вреда окружающей среде наносится заметно меньше. Наконец, да, с точки зрения химии карбоксилатные смеси все же куда лучше, так как их проще утилизировать, дабы они не наносили вреда экологии.

Вот вы и узнали, что лучше: антифриз или «Тосол», можно ли мешать эти смеси, каковы их характеристики. Надеемся, что наши рекомендации оказались для вас полезными.

Loading...Loading...